Аналитическая работа: основные составляющие, методы и подходы

Аналитическая работа: основные составляющие, методы и подходыПри подготовке к проведению информационно-разъяснительных мероприятий можно столкнуться с мнением о том, что алгоритм данного вида деятельности детально изучен, а сами мероприятия уже многократно апробированы на практике. Однако избирательные кампании показывают, что набор стандартных пропагандистских приемов, успешно применявшийся на начальном этапе развития российского парламентаризма, уже не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

За последние несколько лет были внесены существенные изменения в избирательное законодательство, в соответствии с которыми возросла роль политических партий, повысился заградительный барьер, изменились правила подсчета голосов. Но в первую очередь изменился российский избиратель, которого уже не увлечешь стандартными призывами «прийти на выборы». В настоящее время становится очевидно, что далеко не все технологические приемы эффективно работают в современных условиях. Реагируя на эти изменения, избирательные комиссии целого ряда субъектов Российской Федерации применили новые подходы в процессе проведения информационно-разъяснительных мероприятий.

Использование данных новаций актуализировало вопросы о необходимости поиска более эффективных, чем ранее, методов и механизмов проведения информационно-разъяснительной деятельности. Именно поэтому избирательным комиссиям необходимо аналитическое обеспечение проводимых информационно-разъяснительных мероприятий.

Понятия «аналитическое обеспечение», «аналитическая работа» можно определить как комплексное изучение объекта исследования, осуществляемое с целью определения его сущностных характеристик с использованием научных методов.

В широком смысле слова аналитическая работа представляет собой приведение многообразия фактов в целостную систему причинно-следственных связей с целью прогнозирования дальнейшего развития изучаемых процессов и явлений.

Аналитическое обеспечение предшествует и сопровождает информационно-разъяснительную деятельность, способствуя реализации основных целей и задач избирательных комиссий.

Объектом аналитической работы является взаимодействие избирательных комиссий с участниками выборов в ходе проведения информационноразъяснительных мероприятий.

Предмет аналитической деятельности более узок по сравнению с объектом и включает в себя только те связи и отношения, которые подлежат изучению в зависимости от особенностей электорального пространства каждого отдельного субъекта Российской Федерации.

Целью аналитического обеспечения информационно-разъяснительной деятельности является оптимизация процесса осуществления данных мероприятий, достижение максимально положительного эффекта в результате их практического осуществления.

Задачи аналитического обеспечения информационно-разъяснительной деятельности:

■ мониторинг социально-политических процессов;

■ обобщение результатов проведенных ранее информационно-разъяснительных мероприятий;

■ выявление и нейтрализация факторов, препятствующих эффективному проведению информационно-разъяснительной деятельности;

■ повышение эффективности деятельности аппаратов избирательных комиссий;

■ выработка рекомендаций по успешному проведению информационно-разъяснительной деятельности.

Успешному проведению информационно-разъяснительных мероприятий могут препятствовать социально-психологические факторы (проблема вовлеченности граждан в избирательный процесс, рост политического абсентеизма). Данная проблема является следствием наблюдаемого в массовом сознании определенной части россиян разрыва между политической сферой и их повседневной жизнью.

Помимо этого объективного фактора, в российской избирательной практике отмечены прецеденты реализации целенаправленной стратегии по снижению явки избирателей, осуществляемые некоторыми политическими силами. Несмотря на законодательную отмену порога явки избирателей, процент принявших участие в голосовании влияет на легитимность выборов, демонстрирует степень доверия избирателей к политической системе. В этой связи одной из основных задач аналитической работы является выработка мероприятий по противодействию реализации сценария, направленного на снижение участия избирателей в голосовании.

Успешному проведению информационно-разъяснительной деятельности может способствовать наличие следующих типов ресурсов — креативных (востребованная избирателями рекламно-пропагандистская продукция), персональных (привлекательный имидж членов избирательных комиссий, лидеров общественного мнения), организационных (реалистичный план информационно-разъяснительной деятельности, эффективные и адекватные каналы социальной коммуникации, слаженность действий членов и работников аппаратов избирательных комиссий), административных (умеренная поддержка представителей органов государственной власти и местного самоуправления информационно-разъяснительной работы избирательных комиссий) и материально-технических (достаточные материальные ресурсы и технические средства).

После создания информационно-разъяснительных материалов возникает проблема их донесения до избирателей, т. е. поиска основных каналов и агентов коммуникации. К ним относятся средства массовой информации, социальные институты, общественные объединения граждан, референтные (лидеры общественного мнения) лица.

Причем эти коммуникационные средства должны использоваться не только для информирования избирателей об изменениях законодательства, основных этапах избирательного процесса, но и для формирования положительного имиджа института представительной демократии, который понимается как система норм, взаимосвязей и процедур. Например, внедрение электронной системы ГАС «Выборы» вызывает недоверие определенной части избирателей. Таким образом, требуется не только информирование граждан о новой системе подсчета голосов, но и донесение доверительной информации о функционировании данной системы.

В процессе проведения аналитической работы необходимо использовать широкий круг источников, таких как:

■ статистические справочники;

■ правовые базы данных;

■ периодические издания;

Рис. 3. Основные стадии аналитического обеспечения информационно-разъяснительной деятельности.

аналитические материалы социологических служб, ЦИК России и органов государственной власти;

■ методические материалы по проведению количественных и качественных социологических исследований;

■ результаты опросов, мониторинга СМИ;

■ Интернет-сайты.

В процессе аналитической работы используются социологические, сравнительно-правовые, психологические, математические и статистические методы анализа.

Социологические методы подразделяются на количественные и качественные и включают:

■ анкетные опросы;

■ экспертные интервью;

■ телефонные опросы;

■ фокус-групповые исследования;

■ мониторинг материалов печатных, электронных СМИ и Интернетсайтов.

Социологические методы исследования (см подробнее в параграфе 2.2) позволяют получить целостное представление об электоральном поле региона и выявить:

■ отношение избирателей к выборам и деятельности избирательных комиссий;

■ региональные и местные особенности;

■ наличие различных кластеров (социальных слоев) избирателей по отношению к информационно-разъяснительной деятельности;

■ прогнозируемый уровень явки избирателей;

■ оптимальные для проведения информационно-разъяснительной деятельности средства массовой информации и каналы коммуникации;

■ наиболее востребованные избирателями виды рекламной продукции и формы осуществления пропагандистских мероприятий.

Помимо социологического инструментария, в аналитической работе также используется сравнительно-правовой метод, позволяющий определить влияние изменений произошедших за последние годы в избирательном законодательстве на характер избирательного процесса, определить правовые рамки проведения информационно-разъяснительных мероприятий.

Анализ итогов выборов позволяет выявить влияние проводившихся ранее информационно-пропагандистских мероприятий.

С целью обработки анкет полученной информации используются математические и статистические методы. Данные методы количественного анализа позволяют установить корреляции (взаимозависимости) между отдельными явлениями и построить модель электорального поля региона.

Важное значение играют методы социальной психологии (тестирование, глубинные интервью), часто используемые в фокус-групповых исследованиях. Эти качественные методы анализа выявляют сложно измеряемые с помощью анкетных опросов явления и позволяют выявить глубинные психологические аспекты поведения избирателей. Примером успешного применения социально-психологических методов является тестирование на фокус-группах информационно-пропагандистской продукции (рекламных роликов, рекламных щитов, растяжек, листовок и т. д.).

В целях получения эксклюзивной экспертной информации применяются также групповые методы аналитической работы. Групповые методы аналитической работы менее распространены, чем индивидуальные, однако их значимость в процессе выработки решений так же важна. Ценность проведения групповой аналитической работы заключается в привлечении к совместному обсуждению проблемной ситуации сразу нескольких экспертов, способных вырабатывать решения проблем. К основным видам групповой аналитической работы можно отнести экспертные семинары и «мозговые штурмы».

Экспертные семинары являются наиболее распространенным видом групповой аналитической работы, представляя собой проводимую по определенным правилам интеллектуальную дискуссию. Как правило, проведение экспертного семинара состоит из нескольких основных частей — основного доклада (сообщения), прений участников (дискуссия) и резюме. Тема, выносимая на обсуждение экспертного семинара, как правило, делится на проблемные и смысловые области, по которым делаются небольшие доклады (сообщения), за которыми следуют вопросы-ответы и дискуссия.

По итогам экспертною семинара делается заключительный доклад, обобщающий результаты мероприятия и намечающий основные направления решения обсуждаемой проблемы.

Эффективность данного мероприятия может быть высока только в случае, если его суть не сводится к единогласному одобрению заранее принятых решений, а представляет собой активную дискуссию, публичное обсуждение различных точек зрения.

Понятие «мозговой штурм» — «брэйнстоминг» (от англ, brainstorming — «мозговой штурм») — психологическая методика проведения групповой экспертизы, разработанная в 50-х годах прошлого века, также широко используется в настоящее время.

Однако не каждая групповая экспертиза может считаться «мозговым штурмом», а только та, где соблюдаются основные правила и принципы проведения данного мероприятия:

■ временная регламентация мероприятия;

■ краткость изложения своего видения проблемы;

■ отсутствие критики высказываемых идей со стороны других участников мероприятия;

■ относительно небольшой состав участников (7—10 человек);

■ временный отход от принципов иерархичности и служебной субординации;

■ равенство экспертов и равноценность ид ей. высказанных кажд ым из них;

■ продуцирование новых идей;

■ периодическая ротация членов группы;

■ привлечение к обсуждению неспециалистов, способных взглянуть на проблему «со стороны»;

■ конкретные предложения и рекомендации;

■ стенографирование «мозгового штурма».

Порядок проведения данных мероприятий можно условно разделить на две части: креативную (выработка идей) и организующую (упорядочивающую высказанные идеи).

Во время первой части мероприятия все участники «мозгового штурма» свободно высказываются о проблеме, предлагая самые, на первый взгляд, невероятные пути ее решения, критика которых не допускается, и все идеи, высказанные каждым участником, записываются.

На втором организующем этапе «мозгового штурма» данные идеи критически анализируются и упорядочиваются в конкретные предложения и рекомендации.

Помимо неоспоримых достоинств исследователям известны негативные стороны групповых видов аналитической работы: иллюзия единодушия, конформизм, завышенные ожидания от собственных решений, снижение уровня индивидуальной ответственности, подавление мнения меньшинства. Эффективному проведению групповых мероприятий может способствовать четкое соблюдение правил проведения «мозгового штурма».

Аналитическое обеспечение является необходимым атрибутом информационно-разъяснительной деятельности, осуществляемой избирательными комиссиями. Аналитическая работа позволяет оперативно реагировать на социально-политические изменения и находить наиболее адекватные формы и методы проведения информационно-разъяснительных мероприятий, которые могут существенно отличаться от использовавшихся ранее.