Аналитическая деятельность заместителя директора – неотъемлемая часть управленческой деятельности

Аналитическая деятельность заместителя директора – неотъемлемая часть управленческой деятельностиЕсли вы умеете проектировать работу коллектива, организовывать выполнение намеченного, стимулировать людей на творческую, добросовестную работу, контролировать процесс и анализировать результаты – значит Вы владеете умением управлять.

Кто владеет информацией – тот владеет всем.

Логика педагогического руководства школой такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим.

В философском словаре встречаем слово аналитика. Оно происходит от греческого – искусство анализа – искусство расчленения понятий, логика. В словаре иностранных слов найдем определениеаналитический – относящийся к анализу, свойственный ему, применяющий анализ.

Что же такое анализ? Педагогическая энциклопедия определятанализ. происходящий от греческого слова разложение, расчленение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах 1) как мыслительная операция, 2) как практическое действие.

В трудах профессора, доктора педагогических наук В. В. Третьякова мы встречаем определение педагогический анализ – как функция, направленная на изучение фактического состояния и обоснованности применения совокупности способов, средств, воздействий по достижению целей, результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов.

Профессор, доктор педагогических наук В. И.Зверева рассматривает педагогический анализ как важную функцию управления. Цель которого заключается в том, чтобы обеспечить глубину познавательного аспекта управления педагогическим процессом в школе и содействовать на основе этого развитию школы и всех ее подсистем, а также развитию личности ученика, учителя, руководителя, родителя.

Проблемам теории и методики педагогического анализа в процессе внутришкольного управления посвятили свои труды – монографии, брошюры, статьи – доктора педагогических наук, профессора Т. И.Шамова, Ю. А. Конаржевский, М. М. Поташник, В. В. Третьяков, Н. Ю.Ерофеева. В журналах “Завуч”, “Народное образование” есть рубрики “Аналитическая деятельность завуча”.

Аналитическая работа помогает извлечь уроки прошлого для будущего. Для проведения анализа необходимо выработать в себе аналитические мыслительные умения, такие как расчленение на части, сравнение (и с тем, что должно быть, и с тем, как было, чтобы увидеть динамику процесса управления, его развития, повышение эффективности или же снижение его уровня), обобщение, выделение главного, существенного, абстрагирование, классификация, систематизация.

Каждый ли человек способен к аналитической деятельности? За умение анализировать отвечает головной мозг. Левое полушарие отвечает за конкретно – логическое мышление, т. е. связано с умением анализировать. Правое полушарие – за творчество, образное мышление. Если соотношение 70/30 это нормально, 80/20 – ярко выражено. Но большинство людей 50/50, таких называют амбитекторами. Чтобы определить к какому типу принадлежит человек. Богуславский предлагает провести эксперимент: возьмитесь за кончики ушей и подержите их 3 минуты. Если горячей левое ухо – вы правополушарный человек. Если правое – левополушарный. Несмотря на то, какое полушарие более развито, по долгу своей службы каждому заместителю директора приходится заниматься аналитической работой.

В изученной нами литературе по данному вопросу выделяются следующие направления аналитической деятельности:

  • анализ итогов года;
  • внутришкольный контроль;
  • мониторинг;
  • анализ урока.

Рассмотрим, как реализуются три первых направления аналитической деятельности в нашей школе (Приложение 1 ).

Аналитическая работа является неотъемлемой частью управленческой деятельности на всех уровнях функционирования и развития нашей школы (Приложение 2 ).

Информационно-аналитическая функция – сбор информации, определение ее объема, содержания.

Мотивационно-целевая – функция: необходимо всем членам коллектива четко выполнять работу в соответствии с делегированными им обязанностям и планам, сообразуясь с потребностями в достижении целей, удовлетворение потребностей всех участников педагогического процесса. Постановка целей и задач.

Планово-прогностическая – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.

Организационно-исполнительная – связи людей по распределению полномочий, личностный подход. Научность и практичность в распределении функций, рациональная организация труда.

Контрольно диагностическая – сочетание общественного и административного контроля, внутришкольный контроль. Диагностика на основе информационно – аналитического метода.

Регулятивно-коррекционная – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.

Аналитической работой необходимо заниматься постоянно, в процессе реализации всех функций и после завершения. Овладение аналитическими функциями управления важно для заместителя директора. Анкета кандидата педагогических наук Сергея Митина, опубликованная в журнале “Народное образование” 2002, № 9 приведем выдержку из анкеты: